Методические рекомендации по подготовке и проведению выборов Глав муниципальных образований представительным органом муниципального района (округа) из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса

Настоящие методические рекомендации разработаны на основании оценки конкурсных процедур прошедших в муниципальных районах Курганской области, в целях оказания методической поддержки органам местного самоуправления в подготовке и проведении конкурсных процедур по выборам Главы муниципального района (округа).

На территории Курганской области, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Курганской области от 31 октября 2014 года №76 «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области», Уставом муниципального района, Глава муниципального района (округа) избирается представительным органом муниципального района (округа) из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района (округа) утверждается решением районной (окружной) Думы. Если в Устав муниципального района (округа) либо в регламент Думы вносились изменения, напрямую либо косвенно касающиеся подготовки и проведения выборов Глав муниципальных образований представительным органом муниципального района (округа) из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, то соответствующие изменения вносятся в ранее утвержденный Порядок проведения Конкурса. (п. 3.1 ст. 36 ФЗ - 131)

Решение о назначении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района (округа) принимает районная (окружная) Дума на очередном, либо внеочередном заседании.

Сроки принятия решения о назначении конкурса определяются Уставом муниципального района (округа) и содержатся в Порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района (округа):

- при окончании срока полномочий главы муниципального района (округа);

(не ранее чем за 1 месяц до окончания срока полномочий и не позднее 3 месяцев ,90 дней - срок в соответствии с Уставом)

- при досрочном сложении полномочий главы муниципального района (округа) (заявление, решение суда), как правило, на следующем заседании после принятия отставки главы.

(не позднее 30 дней со дня прекращения полномочий главы).

В этом же решении должна содержаться информация о дате, времени, месте проведения конкурса, сроках и месте приема документов, сроке публикации объявления, составе членов конкурсной комиссии от муниципального района (первая половина конкурсной комиссии). План мероприятий по проведению Конкурсных процедур готовит Администрация муниципального района (округа).

Важно! Согласовывать время проведения заседаний с участием представителей Правительства Курганской области с учетом отдаленности муниципального образования.

 

Объявление о Конкурсе подлежит обязательному опубликованию (обнародованию) в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ (как нормативный акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина) в соответствии с Уставом муниципального района (округа), а также на официальном сайте Администрации муниципального образования, не позднее, чем за 20 дней до проведения Конкурса.

Рекомендации к составу конкурсной комиссии.

Количество членов определено Порядком проведения Конкурса. При формировании Конкурсной комиссии половина ее членов назначается районной (окружной) Думой (в состав комиссии предлагаются общественники, уважаемые люди в районе, для исключения конфликта интересов рекомендуется не включать в состав комиссии действующих депутатов районной (окружной) Думы), другая половина — распоряжением Губернатора Курганской области. 1 из членов конкурсной комиссии должен иметь высшее юридическое образование. После опубликования решения о назначении конкурса и до первого организационного заседания конкурсной комиссии формируется вторая половина конкурсной комиссии (от Губернатора Курганской области).

Первое организационное заседание конкурсной комиссии назначается после принятия решения о формировании конкурсной комиссии, в срок, установленный действующим Порядком, после публикации решения об объявлении Конкурса. На первом заседании конкурсной комиссии путем открытого голосования выбирается председатель конкурсной комиссии (обычно из членов комиссии, предложенных Губернатором), заместитель председателя и секретарь (обычно из членов комиссии, назначенных районной (окружной) Думой). Необходимо учитывать, что секретарь конкурсной комиссии будет принимать документы у кандидатов в сроки и месте приема документов, установленных решением Думы и опубликованных в объявлении о Конкурсе.

Также на первом заседании конкурсной комиссии утверждаются тематические направления вопросов, задаваемых претендентам на замещение муниципальной должности Главы в ходе проведения индивидуального собеседования, путем открытого голосования. Тематические вопросы подлежат обязательному опубликованию.

К первому заседанию конкурсной комиссии готовятся следующие документы:

1. Повестка заседания.

2. Порядок ведения заседания.

3. Тематические вопросы для индивидуального собеседования.

4. Протокол.

5. Список членов комиссии.

Прием документов осуществляется в сроки, часы приема и по адресу, установленными решением Думы об объявлении Конкурса. Прием документов ведет секретарь конкурсной комиссии. Список документов, необходимых для участия в Конкурсе, определен Порядком и опубликован в объявлении о назначении Конкурса. Претендент может получить список документов у секретаря конкурсной комиссии. Для учета документов и корреспонденции, необходимых для проведения конкурсных процедур, секретарь конкурсной комиссии готовит журналы входящих и исходящих документов. Также секретарь выдает претендентам список тематических направлений вопросов для индивидуального собеседования. При получении тематических вопросов претендент ставит подпись в реестровом журнале исходящих документов.  

 

Второе заседание конкурсной комиссии проходит после даты окончания приема документов, в сроки утвержденные Порядком проведения Конкурса.

При представлении в Конкурсную комиссию менее двух заявлений граждан для участия в Конкурсе конкурсная комиссия выносит решение о признании Конкурса несостоявшимся, с соответствующим уведомлением представительного органа муниципального района (округа).  

Основной вопрос заседания – принятие решения о проверке достоверности представленных сведений и документов. Второе заседание конкурсной комиссии может проходить в режиме видеоконференцсвязи, если данная форма заседания предусмотрена Порядком проведения Конкурса. 

Ко второму заседанию конкурсной комиссии готовятся следующие документы:

1. Повестка заседания.

2. Порядок ведения заседания.

3. Протокол.

4. Список претендентов, от которых поступили документы для участия в Конкурсе.

5. Запросы о подтверждении гражданства РФ.

6. Запросы о наличии судимости.

7. Запросы о подтверждении документов об образовании кандидатов.

8. Письмо в Департамент экономического развития об экспертизе и оценке программ социально – экономического развития муниципального района (округа), предложенных претендентами.

Секретарь конкурсной комиссии представляет программы претендентов членам конкурсной комиссии для ознакомления. Важно: к каждому запросу прикреплять согласие претендента на обработку персональных данных!!!

Проверка достоверности представленных документов осуществляется в срок установленный Порядком проведения Конкурса после окончания срока приема документов. Все исходящие запросы подписываются председателем конкурсной комиссии и фиксируются в журнале исходящих документов. Ответы на запросы также фиксируются в журнале входящих документов.

 

 

Третье заседание конкурсной комиссии по принятию решения о допуске либо отказе в допуске для участия в Конкурсе, проводится, как правило, в день проведения Конкурса, до проведения Конкурсных процедур.

К третьему заседанию конкурсной комиссии готовятся следующие документы:

1. Повестка заседания.

2. Порядок ведения заседания.

3. Протокол.

4. Проекты уведомлений о допуске претендентов к участию в Конкурсе.

Секретарь докладывает об официальных ответах на запросы Конкурсной комиссии о достоверности:

- сведений о наличии (отсутствии) судимости и (или) факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также сведения о привлечении к административной ответственности и о достоверности паспортных данных, наличия гражданства Российской Федерации, а также установления факта подачи уведомления о наличии у данных граждан гражданства иного государства, вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве;

- сведений из учебных заведений о подтверждении подлинности диплома о высшем или профессиональном среднем образовании.

На основании представленных сведений и документов Конкурсная комиссия принимает решение о допуске либо об отказе в допуске к участию в Конкурсе.

Решение об отказе в допуске к участию в Конкурсе принимается по основанию, предусмотренному Порядком проведения Конкурса.

Гражданин не допускается к участию в Конкурсе, если на день проведения Конкурса он имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничения пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

Конкурсная комиссия уведомляет в письменной форме о принятом решении претендентов, а также граждан, не допущенных к участию в Конкурсе, с указанием причин отказа в допуске к участию в Конкурсе в срок не позднее двух рабочих дней со дня принятия Конкурсной комиссией соответствующего решения (как правило, в день проведения Конкурса, непосредственно перед началом конкурсных процедур).

 

Проведение конкурсных процедур.

Необходимо подготовить документы:

1. Порядок ведения.

2. Протокол.

3. Список претендентов.

4. Оценочные листы для членов комиссии.

5. Сводный оценочный лист.

6. Проекты уведомлений участникам конкурса о регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования.

7. Проект Решения Конкурсной комиссии.

8. Проект письма в Думу муниципального образования о результатах конкурса.

Перед началом конкурсных процедур утверждается список претендентов, допущенных к участию в Конкурсе, и излагаются фамилии претендентов в алфавитном порядке для очередности прохождения индивидуального собеседования. Приглашаются кандидаты, председатель вручает уведомления о допуске либо об отказе в допуске к участию в Конкурсе и кратко доводит регламент проведения Конкурса.

Конкурсная комиссия оценивает претендентов на основании представленных ими документов об образовании, осуществлении трудовой (служебной) деятельности, а также методов оценки профессиональных и личностных качеств претендентов в форме индивидуального собеседования.

Индивидуальное собеседование проводится с учетом требований к профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления Главой муниципального района (округа) полномочий по решению вопросов местного значения.

В ходе индивидуального собеседования претендент устно (длительность выступления согласно регламенту определенному конкурсной комиссией до начала конкурсных процедур) представляет свою программу первоочередных мероприятий.

После представления программы первоочередных мероприятий члены Конкурсной комиссии задают претенденту вопросы по ее реализации.

Результаты представленной претендентом программы первоочередных мероприятий оцениваются членами Конкурсной комиссии исходя из ее экономической эффективности и социальной значимости, актуальности, возможности практической реализации, логичности и обоснованности выводов, соответствия предлагаемых мероприятий законодательству Российской Федерации, Курганской области, муниципальным правовым актам, а также на основании экспертной оценки данной Департаментом экономического развития Курганской области.

По результатам индивидуального собеседования каждый член Конкурсной комиссии выставляет претенденту соответствующие оценки, которые заносятся в оценочный лист по форме, установленной приложением к Порядку проведения Конкурса, с краткой мотивировкой, обосновывающей такое решение, в соответствующей графе ставится дата и подпись.

По окончании проведения конкурсных процедур секретарь Конкурсной комиссии суммирует результаты оценок каждого претендента и составляет общий рейтинг претендентов, который вносится в протокол заседания Конкурсной комиссии.

Конкурсной комиссией по каждому претенденту принимается решение о регистрации претендента кандидатом на должность Главы муниципального района (округа) или об отказе в регистрации претендента кандидатом на должность Главы муниципального района (округа).

Основаниями для принятия решения о регистрации претендента кандидатом на должность Главы муниципального района (округа) является:

- общая сумма баллов по результатам оценки претендента на Конкурсе, составляющая не менее 50% максимального количества баллов, предусмотренного Порядком проведения Конкурса для оценки претендента.

Список зарегистрированных кандидатов на должность Главы муниципального района (округа) вносится в протокол заседания Конкурсной комиссии.

По результатам Конкурса Конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений:

- о признании Конкурса состоявшимся и о регистрации кандидатов на должность Главы муниципального района (округа);

- о признании Конкурса несостоявшимся в случаях:

представления в Конкурсную комиссию менее двух заявлений граждан для участия в Конкурсе;

допуска к участию в Конкурсе менее двух претендентов;

регистрации кандидатами на должность Главы муниципального района (округа) менее двух претендентов.

Конкурсная комиссия уведомляет в письменной форме о принятом решении претендентов и зарегистрированных кандидатов на должность Главы муниципального района (округа) в срок, предусмотренный Порядком со дня принятия соответствующего решения.

Список кандидатов на должность Главы муниципального района (округа) ранжируется от максимального количества баллов, набранных кандидатами в процессе Конкурсных процедур.

Информация о результатах Конкурса в срок, предусмотренный Порядком, размещается на официальном сайте администрации муниципального района (округа) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение Конкурсной комиссии по результатам проведения Конкурса направляется в районную (окружную) Думу не позднее срока, предусмотренного Порядком, со дня его принятия.

 

Избрание Главы муниципального района (округа) из числа представленных конкурсной комиссией кандидатур на заседании районной (окружной) Думы.

К заседанию готовятся следующие документы:

1. Порядок ведения заседания.

2. Повестка.

3. Протоколы счетной комиссии.

4. Бюллетени для голосования.

5. Реестр выдачи бюллетеней.

6. Проект Решения Думы об избрании Главы.

Вопрос об избрании Главы муниципального района (округа) из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, выносится на рассмотрение представительного органа муниципального района (округа) в срок, установленный Уставом со дня принятия конкурсной комиссией решения по результатам конкурса, после поступления в представительный орган муниципального района (округа) соответствующего уведомления.

Заседание представительного органа муниципального района (округа) проводится с участием кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. Кандидаты извещаются представительным органом муниципального района (округа) о дате, месте и времени заседания представительного органа муниципального района (округа).

Результаты конкурса и информация о кандидатах на заседании представительного органа муниципального района (округа) представляются председателем конкурсной комиссии в его докладе. Продолжительность доклада определяется Регламентом Думы, либо в прениях на заседании Думы путем открытого голосования, также определяется регламент выступления кандидатов с изложением своей программы.

Для проведения тайного голосования, подсчета голосов депутатов и определения результатов голосования представительный орган муниципального района (округа) из своего состава избирает счетную комиссию. Счетная комиссия избирается открытым голосованием в составе не менее трех членов комиссии, которые из своего состава избирают председателя, секретаря счетной комиссии.

Решения по всем вопросам, требующим открытого голосования, принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.

Члены счетной комиссии заполняют бюллетени для голосования путем внесения в них в алфавитном порядке фамилии, имени и отчества каждого представленного кандидата на должность главы муниципального района (округа). Голосование по одной кандидатуре не допускается.

Форма и текст бюллетеня, а также число бюллетеней для тайного голосования утверждаются присутствующими на заседании депутатами открытым голосованием. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. В случае проведения повторного голосования текст бюллетеня, число бюллетеней утверждаются присутствующими на заседании депутатами одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. После окончания голосования неиспользованные бюллетени в присутствии депутатов подсчитываются и погашаются членами счетной комиссии, о чем составляется акт. В бюллетень для голосования справа от фамилии, имени, отчества каждого кандидата помещается пустой квадрат.

На лицевой стороне всех бюллетеней, выдаваемых депутатам, в правом верхнем углу ставится подпись председателя счетной комиссии. В случае отсутствия такой подписи на бюллетене бюллетень считается неустановленной формы.

Перед началом голосования составляется список присутствующих депутатов для фиксации выдачи одного бюллетеня для тайного голосования. Голосование осуществляется путем нанесения депутатом любого знака в квадрате, расположенном напротив фамилии кандидата, за которого подается голос. (ФЗ-67от 12 июня 2002 г., ст. 63)

Если при заполнении бюллетеня депутат совершил ошибку, он вправе получить под подпись новый бюллетень взамен испорченного. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

Перед началом голосования председатель счетной комиссии предъявляет к осмотру депутатов, присутствующих на заседании, пустой ящик для голосования, который вслед за этим опечатывается.

Каждый депутат голосует лично, заочное голосование не допускается. Голосование по избранию главы муниципального района (округа) проводится в условиях, обеспечивающих тайну голосования. Заполненные бюллетени опускаются депутатами в опечатанный ящик для голосования.

После окончания голосования члены счетной комиссии в присутствии депутатов подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных депутатами при проведении голосования, и приступают к непосредственному подсчету голосов депутатов, который производится по находящимся в ящике для голосования бюллетеням.

Ящик для голосования вскрывается председателем счетной комиссии, после чего члены счетной комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из ящика, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. Недействительным считается бюллетень, который не содержит знака ни в одном из квадратов, расположенных напротив фамилий кандидатов, или в котором находится более одного знака.

После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов счетной комиссии вправе визуально ознакомиться, а также убедиться в правильности проведенного подсчета каждый из депутатов, присутствующих на заседании.

После завершения процедуры избрания главы муниципального района (округа) и оглашения его результатов, рассортированные бюллетени запечатываются в отдельные конверты, на каждом из которых все члены счетной комиссии ставят свои подписи. Запечатанные конверты передаются председателю представительного органа муниципального района (округа) на хранение.

О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который должен содержать:

1) дату голосования;

2) слова «Протокол счетной комиссии по избранию главы муниципального района (округа)...» (с указанием наименования муниципального района (округа));

3) адрес помещения, где проходило голосование;

4) число депутатов, установленное уставом муниципального района (округа);

5) число депутатов, присутствовавших на заседании, и число депутатов, принявших участие в голосовании (число депутатов, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящике для голосования);

6) число изготовленных бюллетеней для голосования;

7) число бюллетеней для голосования, выданных депутатам;

8) число погашенных бюллетеней;

9) число бюллетеней, содержащихся в ящике;

10) число недействительных бюллетеней;

11) число действительных бюллетеней;

12) число голосов депутатов, поданное за каждого кандидата;

13) фамилии и инициалы председателя и других членов счетной комиссии, их подписи;

14) дату и время подписания протокола.

На основании протокола счетной комиссии о результатах голосования по избранию главы муниципального района (округа) представительный орган муниципального района (округа) принимает одно из следующих решений:

об избрании главы муниципального района (округа); о проведении повторного голосования;

о признании выборов несостоявшимися и о повторном проведении конкурса.

Избранным на должность главы муниципального района (округа) считается кандидат, получивший в результате тайного голосования наибольшее число голосов депутатов по отношению к другим кандидатам, если иное не определено Регламентом или нормативным правовым актом представительного органа муниципального района (округа).

Если в бюллетене для тайного голосования два кандидата получили равное число голосов, районная (окружная) Дума в течение 30 дней проводит повторное голосование по этим двум кандидатам.

По итогам повторного голосования избранным на должность главы муниципального района (округа) считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов депутатов по отношению к числу голосов, полученных другим кандидатом.

В случае получения равного числа голосов депутатов по итогам повторного голосования представительный орган муниципального района (округа) признает выборы несостоявшимися и принимает решение о повторном проведении конкурса в соответствии с установленным Порядком. При этом персональный состав и полномочия членов ранее сформированной конкурсной комиссии сохраняются.

Избрание главы муниципального района (округа) оформляется решением представительного органа на основании протокола счетной комиссии, дополнительное голосование по принятию решения не проводится. Решение подписывается лицом, предусмотренным Регламентом или нормативным правовым актом представительного органа муниципального района (округа).

Протокол счетной комиссии о результатах голосования вместе с решением представительного органа об избрании главы муниципального района (округа) хранится в представительном органе.

Глава муниципального района (округа) вступает в должность после избрания его представительным органом муниципального района (округа) на основании решения об избрании, в сроки в соответствии с Уставом муниципального образования.

Полномочия главы муниципального района (округа) начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального района (округа), если иное не определено Уставом.

Решение районной (окружной) Думы об избрании Главы района подлежит обязательному опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном Уставом для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов района (округа), в срок не позднее установленного Уставом муниципального района (округа) со дня его принятия.

 

Первое заседание

 

Второе заседание

Третье заседание + конкурс

 

Дума

 

Дополнительные материалы